Тема 1. Современный русский литературный язык
1. Достоинства русского языка?
2. Источники кодификации современного русского литературного языка.
3. Типы словарей.
4. Типы языковых норм.
5. Теория «трех штилей» М.В. Ломоносова.
Тема 2. Стили русского литературного языка
1. Стили русского литературного языка.
2. Характерные черты разговорного стиля.
3. Характерные черты научного стиля речи.
4. Виды чтения.
Тема 3. Культура русской речи
1. Аспекты культуры речи.
2. Типы речевых культур.
3. Коммуникативные качества речи.
Тема 4. Речевой этикет и речевая деятельность
1. Типичные ситуации речевого этикета.
2. Виды речевой деятельности.
3. Основные принципы речевой коммуникации.
4. Виды слушания.
5. Виды рефлексивных ответов.
6. Правила эффективного слушания.
Тема 5. Административно-деловой жаргон
1. Специфические словообразовательные способы и средства, присущие административно-деловому жаргону.
2. Источники происхождения административно-делового жаргона.
Тема 6. Этикет делового общения
1. Приемы расположения к себе собеседника (по Д. Карнеги).
2. Недостатки в стратегии ведения переговоров (по О. Эрнсту).
Тема 7. Искусство ведения переговоров и достижения компромисса
1. Максимы речевого общения.
2. Жанры устного речевого общения.
3. Принципы общения, которые необходимо укреплять в мультикультурном коммуникативном сообществе.
4. Принципы эффективного общения.
Тема 8. Литературный язык и просторечие
1. Нравственные представления носителей просторечия.
2. Стереотипы поведения носителей просторечия.
3. Эстетические идеалы носителей просторечия?
4. Лингвистические особенности просторечия.
Тема 9. Русское коммуникативное поведение
1. Параметрическая модель коммуникативного поведения (основные характеристики).
2. Характерные черты русского невербального поведения.
3. Доминантные черты русского коммуникативного поведения.
4. Коммуникативный эталон в представлении носителя русского языка.
Тема 10. Искусство ведения спора
1. Основные виды спора.
2. Допустимые психологические приемы в споре.
3. Некорректные психологические приемы в споре.
Тема 11. Ораторское мастерство
1. Особенности ораторской речи.
2. Навыки и умения оратора.
3. Принципы логико-композиционного построения ораторской речи.
4. Приемы управления аудиторией.
5. Этические нормы ораторского искусства.
Тема 13. Язык СМИ
1. Лингвистические отклонения в языке СМИ.
Тема 14. Семантическая политика и коммуникативная техника
1. Виды эвфемизмов.
Тема 15. Метафора как способ описания действительности
1. Виды метафор.
Достоинства русского языка определяются его огромным словарным запасом, многозначностью слов, богатством синонимов, разнообразием способов словообразования, подвижностью ударения, четким синтаксисом.
Источниками кодификации русского литературного языка являются словари, грамматики и учебники.
толковые, двуязычные, терминологические, словари иностранных слов, устаревших слов, синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, фразеологизмов, словари языка писателей и поэтов и многие другие.
орфоэпические, лексические, грамматические (словообразовательные, морфологические, синтаксические), орфографические, пунктуационные
1) Высокий стиль: архаическая лексика (лик, очи, дерзать, зиждется, внимать)
2) Средний стиль — стилистически нейтральный
3) Низкий стиль — просторечная лексика — морда, девка, шляться
научный, официально-деловой, публицистический, литературно-художественный, разговорный.
Разговорный стиль отличается: спонтанностью; неупорядоченностью; фрагментарностью речевых форм; эмоциональным стилем выражения. Наличие арготизмов и окказионализмов, языковой игры. Паремиологические трансформации (искажение пословиц и поговорок). Преобладание глаголов.
Главная функция научного стиля – информативная. Характерен отказ от экспрессивно-эмоциональной лексики, так как в научной речи важна точность и однозначность словоупотребления. Количественное преобладание имен, широкое использование причастий и деепричастий; активное употребление производных предлогов. Фразы строятся по определенным лексико-синтаксическим моделям (что представляет собой что; что состоит из чего; и т.д.) Структура научного текста имеет особую композицию: текст обязательно членится на обозримые части. Существенный признак научного стиля – стереотипность.
1) изучающее чтение (это довольно медленное чтение со скоростью 60 слов в минуту);
2) ознакомительное чтение (это «чтение про себя» со скоростью 150-200 слов в минуту; процент активного понимания составляет 65-75% от прочитанного; цель – отделить новое от известного, определить ключевые слова);
3) просмотровое чтение (это самый быстрый вид чтения, скорость достигает 500 слов в минуту, а понимание – 25%; цель – выяснить степень собственной заинтересованности в более тщательном и подробном ознакомлении с источником);
4) поисковое чтение (этот вид чтения очень актуален для научно-исследовательской работы).
Культура речи содержит три аспекта: нормативный, коммуникативный и этический. Нормативный аспект отражает правильность речи, то есть соблюдение норм литературного языка. Коммуникативный аспект — навыки отбора и употребления языковых средств в соответствии с коммуникативными задачами. Этический аспект предписывает знание этических норм речевого поведения и предполагает уместное использование речевых формул приветствия, просьбы, вопроса, благодарности, извинения и т.п.
1. Элитарная речевая культура.
2. Среднелитературная речевая культура.
3. Литературно-разговорная речевая культура
4. Фамильярно-разговорная речевая культура
5. Просторечная речевая культура
6. Профессионально-ограниченная речевая культура
Коммуникативная целесообразность, точность, понятность, богатство и разнообразие.
Обращение; знакомство, приветствие; прощание; извинение, благодарность; поздравление, пожелание; одобрение, комплимент; сочувствие, соболезнование; приглашение; совет, просьба; согласие, отказ.
1) речевая ситуация, которая диктует правила речевого этикета и составляющими которой являются говорящий, слушающий, время и место;
2) речевое событие, т.е. основная единица речевого общения, некое законченное целое со своей формой, структурой, границами (например, школьный урок, заседание кафедры, лекция, диалог в магазине);
3) речевое взаимодействие, т.е. говорение, восприятие речи адресатом (декодирование содержания чужой речи), оценка полученной информации и реагирование невербальными (паралингвистическими) средствами.
принцип последовательности (вопрос-ответ);
принцип предпочтительной структуры (согласие немедленное, отказ обоснованный, умение держать паузу);
принцип кооперации (уважение интересов других); принцип вежливости.
Слушание бывает нерефлексивным и рефлексивным. Нерефлексивным называется такой вид слушания, который не предполагает выраженной реакции на услышанное. В деловом общении преобладает рефлексивное слушание, которое заключается в выражении различных реакций на сообщаемое.
1) выяснение – это обращение к говорящему за уточнениями.
2) перефразирование – это попытка сформулировать ту же мысль иначе.
3) отражение чувств говорящего, понимания его установок и эмоционального состояния слушающим.
4) резюмирование высказывания подытоживает основные идеи говорящего, помогает соединить фрагменты разговора в смысловое единство.
1) не уходите от ответственности за общение; помните, что в общении участвуют как минимум два человека: один говорит, другой слушает, причем в роли слушающего собеседники выступают попеременно;
2) будьте внимательными, повернитесь лицом к говорящему, поддерживайте с ним визуальный контакт; убедитесь в том, что Ваша поза и жесты говорят о том, что Вы слушаете;
3) сосредоточьтесь на том, что говорит собеседник; поскольку сосредоточенным внимание может быть недолго, слушание требует сознательной концентрации внимания;
4) старайтесь понять не только смысл слов, но и чувства собеседника;
5) придерживайтесь одобрительной установки по отношению к собеседнику: чем больше говорящий чувствует одобрение, тем точнее он выразит то, что хочет сказать.
Метафоры, варианты словообразования, морфолого-синтаксические словообразовательные новации, особые «административные» идиомы, субстандартные грамматические трансформации.
С одной стороны — административная сторона, то есть жаргон распространяющийся среди администраторов любого уровня: директор, начальник, управляющий председатель, заведующий. С другой — деловая, то есть указание рода деятельности: дело, делопроизводство, деловая организация любого вида профессиональной деятельности.
1. Прием «имя собственное» основан на произнесении вслух имени (в деловой обстановке – имени-отчества) человека, с которым вы разговариваете.
2. Прием «зеркало отношения» связан с тем, что мы испытываем симпатию к собеседнику, на лице которого, как в зеркале, отражается хорошее отношение к нам. Это должно быть выражение доброе и приятное.
3. Прием «золотые слова» заключается в использовании слов, содержащих небольшое и сознательное преувеличение положительных сторон собеседника (комплиментов).
4. Прием «терпеливый слушатель» представляет собой умение терпеливо и внимательно слушать собеседника. Это умение также помогает расположить к себе человека.
«Холодный запуск». Партнер вступает в переговоры, не обдумав предварительно
их необходимость и цель, их сложность и возможные последствия. В этом случае за ним
лишь «ответный ход», а инициатива будет исходить от оппонента.
«Отсутствие программы». У партнера нет четкого плана действий в пределах
максимальных и минимальных требований. Безусловно, переговоры легче вести, имея
различные варианты действий.
«Главное, чтобы меня это устраивало!» Партнер настолько выпячивает
собственные интересы, что представители другой стороны не видят для себя никаких
преимуществ. Это отбивает у них желание вести переговоры.
«Пускать все на самотек». Партнер не имеет четкого представления о
собственных конкретных предложениях и аргументах, критериях оценки предмета
переговоров, позиции и ожиданий реакций противной стороны. Эффективность
переговоров снижается из-за недостаточной их подготовки.
«Коммуникативные заморыши». Неправильное поведение одного из партнеров
отрицательно сказывается на атмосфере переговоров, мешает достижению их цели
(партнер не умеет слушать, ведет себя излишне эмоционально, несдержанно; не
аргументирует, а своенравно отстаивает свою позицию; не приводит новые факты, не
выдвигает новые предложения, а излагает известные, мешающие решению проблемы; не
руководствуется общими интересами и т. д.).
Максима такта (Не нарушай границ личной сферы!).
Максима великодушия (Не затрудняй других!).
Максима одобрения (Не ругай других!).
Максима скромности (Отстраняй от себя похвалы!).
Максима согласия (Избегай возражений!).
Максима симпатии (Демонстрируй благожелательность!).
Жанры устного речевого общения определяются типами коммуникативных установок, которые зависят от характера участия партнеров и их реплик. Существуют три основных жанра устного речевого общения: 1) беседа – обмен сведениями и мнениями (может быть бесцельным); 2) разговор (отличается от беседы целенаправленностью); 3) спор – обмен мнениями с целью принятия решения или выяснения истины.
В условиях глобализации, учитывая необходимость унификации рамок речевого общения, следует стремиться к формированию такой черты речевого поведения, как толерантность, одной из предпосылок которой является некатегоричность, предполагающая умение избегать резких словесных оценок событий и друг друга, ярких оценочных эмоций в процессе общения, категоричных формулировок, вопросов, отказов, по возможности смягчая распоряжения и приказы. Важной предпосылкой толерантности является неимпозитивность (стремление не навязывать собеседнику себя, не вмешиваться в его дела), которая проявляется в: 1) минимизации советов, личных вопросов и просьб; 2) исключении близкого общения; 3) ограничении физического контакта; 4) отсутствии быстрого перехода к неформальным отношениям.
1) искренне интересуйтесь делами других.
2) будьте хорошим слушателем и поощряйте своих собеседников говорить о самих себе.
3) старайтесь говорить о том, что интересно вашему собеседнику;
4) внушайте вашему собеседнику сознание его значительности. Избегайте говорить человеку, что он не прав. Уважайте его мнение;
5) драматизируйте свои идеи, подавайте их эффектно;
6) старайтесь отдавать приказы в вопросительной форме, используя приемы непрямой коммуникации;
7) демонстрируйте открытость, чаще улыбайтесь.
8) запоминайте имя человека и демонстрируйте свое знание.
нравственный релятивизм, расплывчатость нравственных представлений
фатализм
гедонизм
психологический эгоизм, убеждение, что альтруизма не существует
манипулятивность (стремление использовать возможности другого человека в своих целях);
агрессивность;
заискивание перед сильным;
основная форма времяпрепровождения – гулянка (пьяное застолье), дебош, кураж, агрессивные насмешки над окружающими, которых презирают за нежелание разделить их интересы.
любимый вид «искусства» – телевидение (сериалы, шоу пародистов, телевикторины, ток-шоу).
музыка – «попса» как фон для пьяных разгулов;
литература – детективы, дамская проза, романы об уголовниках, анекдоты.
опредмечивание отвлеченности
упрощение (огрубление)
широкая плеонастичность речи
формообразовательная плеонастичность
синтаксическая плеонастичность
плеонастический монтаж фраз
1) контактность
2) неформальность
3) самопрезентация
4) вежливость
5) регулятивность
6) конфликтность
7) тематика общения
8) табуированные темы
9) коммуникативный пессимизм
10) ориентация на собеседника
11) дистанция
12) объем общения
13) коммуникативная реакция
14) риторическое поведение
15) коммуникативный контроль
16) невербальное общение
17) взгляд
18) улыбка
бытовая неулыбчивость, малая дистанция в общении, стремление к физическому контакту, интенсивная жестикуляция, ее высокая амплитуда с тенденцией к асимметрии
высокая степень общительности, эмоциональность, искренность; приоритетность неформального общения; пониженная императивность этикетных норм; низкое внимание при восприятии речи собеседника; пониженный уровень вежливости; высокая регулятивность общения; менторская доминантность; высокая бескомпромиссность; приоритетность разговора по душам; широта обсуждаемой информации; высокая степень оценочности информации; коммуникативный пессимизм; бытовая неулыбчивость; короткая дистанция общения и допустимость физического контакта; коммуникативный эгоцентризм; пониженный коммуникативный самоконтроль; устойчивое пренебрежение интересами окружающих.
С их точки зрения, коммуникативным образцом считается человек, который умеет хорошо слушать и вовремя дать совет, способен убедить собеседника и прийти к консенсусу, не навязывает свою точку зрения, образованный, эрудированный, дружелюбный, откровенный, сдержанный, вежливый, оптимист, с чувством юмора, хорошими манерами и опрятный.
По цели споры делятся на два типа: споры для победы и споры об истине.
По средствам споры делятся на те, в которых используются корректные приемы, и те, в которых допускаются некорректные приемы.
оттягивать возражение. Если трудно найти основания для немедленного возражения, ловко и незаметно ставят дополнительные вопросы, хотя вовсе не нуждаются в них. Особенно это необходимо тем людям, психологическое состояние которых неустойчиво, нервным или застенчивым, которые могут испытать шоковое состояние опустошения от неожиданного довода;
не занимать с самого начала жесткую позицию, не спешить твердо изложить свою точку зрения, иначе при перемене обстоятельств ее будет трудно модифицировать;
взять слово в конце спора, когда все доводы выступавших уже известны и они не могут дать развернутый ответ.
использование ложных и недоказанных аргументов, сопровождаемых фразами: всем известно, никто не станет отрицать, ни для кого не секрет и т.п.;
намеренное запугивание оппонента;
выведение противника из состояния равновесия (самая грубая и обычная уловка – сказать что-нибудь неприятное);
быстрый темп речи, нарочито усложненная форма, быстрый переход от одной мысли к другой.
наличие «обратной связи».
устная форма общения.
сложная взаимосвязь между книжной речью и ее устным воплощением.
использование различных средств общения (лингвистических и паралингвистических).
при подготовке своих выступлений правильно подобрать литературу, составить план, написать текст. На протяжении всего выступления оратору в любом случае следует сохранять самообладание перед аудиторией, ориентироваться во времени, уместно использовать технические средства и наглядные пособия.
принцип последовательности – каждая вновь высказанная мысль должна вытекать из предшествующей;
принцип усиления – значимость и убедительность аргументов должны постепенно нарастать, самые сильные доводы приберегаются к концу выступления;
принцип экономии – поставленная цель должна достигаться наиболее простыми рациональными способами с минимальными затратами усилий, времени и речевых средств.
прямое требование внимания; обращение с неожиданным вопросом; юмор, каламбур; прием сопереживания, соучастия; апелляция к речи и личности предыдущего оратора; ссылки на авторитетные источники; примеры из художественной литературы, фольклора, фразеологические выражения; удачное обращение к аудитории; голосовые приемы (понижение и повышение тона, ускорение и замедление темпа), а также выдержанная пауза.
вежливость (приветливость, доброжелательность, уважительное отношение к слушателям); тактичность (деликатность, выдержку); обязательность (пунктуальность, аккуратность); скромность (сдержанность, нехвастливость); достоинство (сохранение собственного лица и лица слушателей).
1) Неточное употребление слова (стилистические ошибки) : меньшая или большая половина, в районе двух часов (нало говорить около)
2)лексическая экономия -- пропуск языковых единиц
3) нарушение согласования по смыслу
4) нарушение порядка слов (постпозиция или инверсия) (иногда употребляется намеренно для подчеркивания смысла)
5) неправильные управляющие слова
6) нарушение ударений (орфоэпических норм)
7) сильное редуцирование (ща, ваще) + редуцирование имени--отчества
эвфемизмы-табуизмы, факультативные эвфемизмы, деэвфемизмы, исторические эвфемизмы, эвфемизмы по происхождению, языковые и окказиональные.
1) антропоморфная
2) природоморфная
3) социоморфная
4) театральная
5) спортивная
6) артефактная