Экспериментальный и эволюционный характер разработок систем ИИ, требования к программному обеспечению
Система Искусственного интеллекта (Интеллектуальная Система = ИС) программно-аппаратный комплекс, способный к решению таких задач, решая которые человек использует свои интеллектуальные способности.
Создание ИС процесс сложный, он предполагает моделирование интеллектуальной деятельности человека (а мы знаем, что она чрезвычайно сложна и слабо изучена)
→
приходится много экспериментировать, создавать все новые и новые варианты, версии
(иногда очень сильно отличающиеся друг от друга)
→
нужны языки высокого/сверхвысокого уровня для быстрого прототипирования
Особенности задач ИИ (с точки зрения программирования):
- сложные и динамически меняющиеся структуры данных;
- большие по объему хранилища данных (базы знаний) и средства эффективной работы с ними;
- символьные (в основном) данные;
- модели, отражающие состояние проблемной среды;
- переборные алгоритмы;
- алгоритмы поиска по образцу;
- гибкие структуры управления.
Языки, реально используемые в работах по ИИ:
лиспоподобные языки высокого уровня - различные диалекты/версии Лиспа
языки логического программирования - Пролог
языки объектно-ориентированного программирования - SMALL-TALK
языки на основе фреймов - KRL
универсальные языки программирования - C/C++, Java, Паскаль
языки, ориентированные на доступ - LOOPS
(используют специальные процедуры - демоны,
которые активируются при получении СООБЩЕНИЙ)
экспертные системы-оболочки - EMYCIN
Другие средства программной поддержки
Редакторы баз знаний:
штатные текстовые редакторы
автоматические журналы
средства синтаксического контроля
средства контроля содержания
Средства отладки: трассировка, остановы, автоматизация тестирования
Язык ПЛЭНЕР
Плэнер один из потомков языка Лисп, созданный специально для реализации систем ИИ. Основные объекты языка (как и в Лиспе) списки и атомы. Плэнер очень громоздкий и сложный (для реализации и изучения) язык не нашедший, к сожалению, более или менее широкого практического применения.
Основные составляющие языка Плэнер:
- средства для работы со списками (лисповская часть, используется для работы со списками)
- плэнерская база данных (используется для моделирования ситуаций проблемной среды)
- встроенный режим возвратов (реализует один из основных методов перебора бэктрекинг)
- аппарат работы с образцами (используется для анализа структуры списков)
- аппарат теорем (используется при планировании решения)
позволяют достаточно эффективно (и быстро) реализовать соответствующие возможности.
Три типа процедур языка Плэнер:
- функции;
- сопоставители (для работы с образцами);
- теоремы (процедуры, вызываемые по образцу).
Примеры конструкций и процедур Плэнера:
Обращение к функции:
[ELEM -2 (A B C D)] → C
Выдать второй (2), считая с конца списка (знак "минус" при 2), элемент списка (A B C D).
Сопоставление образца с выражением:
[IS (*X ПРИШЕЛ !*Y) (САША ПРИШЕЛ ИЗ МАГАЗИНА)] → T
Сопоставление успешно, то есть образец (*X ПРИШЕЛ !*Y) соответствует выражению (САША ПРИШЕЛ ИЗ МАГАЗИНА). Побочный эффект: переменная X получает значение САША, а переменная Y получает значение (ИЗ МАГАЗИНА)
Утверждение плэнерской базы данных:
(BOX A (3 7)) - ящик с названием А находится на плоском квадратном поле с пронумерованными клетками в третьей строке (по горизонтали) и в седьмом столбце (по вертикали).
Запись утверждения в плэнерскую базу данных:
[ASSERT (BOX A) (WITH COL RED)] в базу данных записывается утверждение (BOX A), то есть "А является ящиком"; записывается также, что "цвет" (COL) этого ящика "красный" (RED).
Поиск утверждения в плэнерской базе данных:
[SEARCH (BOX [ ]) (TEST COL [NON GREEN])] в базе данных ищется утверждение о некотором ящике, цвет которого не (NON) зеленый (GREEN); возможный ответ (результат поиска) (BOX A).
Определение плэнерской теоремы:
[DEFINE ОСВОБОДИЛИ (ERASING (X)
(=ЗАНЯТ= *X)
[ASSERT (=СВОБОДЕН= .X)])]
Если из базы данных вычеркивается утверждение о том, что "поверхность некоторого кубика X занята" (если так, то на него нельзя поставить другой кубик), то автоматически будет вызвана и выполнена эта теорема. Она запишет в базу данных утверждение: "поверхность этого кубика X освободилась" (теперь на него можно поставить другой кубик).
Перейдем к более детальному рассмотрению основных составляющих Плэнера.
Основные объекты языка, средства для работы со списками
Выражения:
- обращения к переменным
- атомы: идентификаторы, числа, строки
- L-списки (списки в круглых скобках: ( и ) )
- P-списки (списки в квадратных скобках: [ и ] )
- S-списки (списки в «уголках»: < и > )
Ограничители: <пробел>, ( , ) , [ , ] , < , >; цифры; буквы; специальные литеры + , - , . , * , : , ! .
Префиксы: . , * , : - простое обращение к переменным; !. , !* , !: - сегментное обращение к переменным.
Простые формы:
- атомы (значением атома является сам этот атом),
- обращения к переменным с префиксом . ,
- обращения к константам с префиксом : ,
- L-списки (значением L-списка является список из значений его элементов),
- P-списки (обращения к процедурам).
Сегментные формы:
- обращения к переменным с префиксом !. ,
- обращения к константам с префиксом !: ,
- S-списки (сегментные обращения к процедурам).
В языке Плэнер, как и в Лиспе, программа и обрабатываемые ею данные строятся из выражений, к которым относятся: атомы, обращения к переменным, состоящие из префикса и имени переменной (например, .X) и списки всех трех видов. Некоторые выражения (формы) можно вычислять, получая в результате значения (ими являются выражения). Программа на Плэнере представляет собой последовательность форм, ее выполнение заключается в вычислении этих форм.
В языке имеется много встроенных (стандартных) функций.
Определение новых функций
Для определения новой функции следует обратиться к встроенной функции define:
[define f dexp]
Вычисление функции define в качестве побочного эффекта приводит к появлению в программе новой функции с именем f и т.н. определяющим выражением dexp, которое должно иметь вид
(lambda (v v … vn) e) (n≥0)
где vi - формальные параметры новой функции, а e - форма, зависящая от vi.
При последующем обращении к этой новой функции
[f a a … an]
сначала вычисляются аргументы (фактические параметры) ai, затем вводятся локальные переменные vi, которым присваиваются значения соответствующих аргументов ai, и далее вычисляется форма e при этих значениях переменных vi, после чего эти переменные уничтожаются. Значение данной формы становится значением функции f при аргументах ai.
Операции над списками
[elem n l]
Значением аргумента n должно быть ненулевое целое число (обозначим его N), а значением второго аргумента - список (L) с любыми скобками. Значением функции является N-й от начала элемент списка L, если N>0, или |N|-й от конца элемент этого списка, если N<0. В случае, когда в качестве n явно указано число, имя функции в обращении можно опустить; например, [1 .X] - это сокращение от [elem 1 .X], т.е. выделяется первый от начала элемент списка, являющего значением переменной X.
[rest n l]
Значением аргумента n должно быть ненулевое целое число (N), а значением второго аргумента - список (L) с любыми скобками. Значением функции является результат отбрасывания N первых элементов списка L, если N>0, или |N|-й последних его элементов, если N<0.
[head n l]
В такой же ситуации значением функции является список из N первых элементов списка L, если N>0, или |N|-й последних его элементов, если N<0.
Пример: [rest 2 [head 5 (1 2 3 4 5 6) ] ] (3 4 5)
Если требуется вычислить список в круглых скобках
(e e … en) (n≥0)
т.е. если он рассматривается как форма, то все его элементы должны быть формами. Значением такого списка является список (с круглыми скобками) из значений его элементов. Например, если переменная X имеет значение (a b), то значением списка (.X c [-1 .X]) является список ((a b) c b).
В таких списках можно использовать сегментные формы (сегментные обращения к переменным и сегментные обращения к процедурам, <elem 5 .X>). Сегментная форма вычисляется как обычная (простая) форма, но затем у ее значения, если это список, отбрасываются внешние скобки, и полученная таким образом последовательность элементов поставляется вместо сегментной формы. Например, если переменная X имеет значение (a (b c)), то:
(5 .X ( )) (5 (a (b c)) ( )), (5 !.X ( )) (5 a (b c) ( )), (!.X !.X) (a (b c) a (b c)).
Если переменная X имеет значение (1 2), а переменная Y значение (3 4):
(.X !.Y) ((1 2) 3 4) на Лиспе эти действия задаются так: (cons X Y)
(!.X !.Y) (1 2 3 4) на Лиспе эти действия задаются так: (append X Y)
Арифметические функции
[+ n n2 … nk] (k≥2)
Значениями аргументов должны быть числа. Результат вычисления функции их сумма.
[- n n]
Значениями обоих аргументов должны быть числа. Значение функции их разность.
[max n n … nk] (k≥2)
Значениями аргументов должны быть числа. Результат вычисления функции их максимум.
[min n n … nk] (k≥2)
Значениями аргументов должны быть числа. Результат вычисления функции их минимум.
Предикаты
Предикатом называется форма, значение которой рассматривается как логическое значение «истина» или «ложь». При этом в Плэнере «ложью» считается пустой список ( ), а «истиной» любое другое выражение (чаще всего в роли «истины» выступает атом T).
[num e]
Эта функция-предикат проверяет, является ли числом значение ее аргумента. Если да, то значение функции равно T («истина»), иначе ( ) («ложь»).
[empty e]
Функция проверяет, является ли значение ее аргумента пустым списком (с любыми скобками). Если да, то значение функции равно T, иначе ( ).
[eq e e]
Функция сравнивает значения своих аргументов. Если они равны, то значение функции T , иначе ( ).
[neq e e]
Аналог, но значения аргументов сравниваются на «не равно».
[memb e l]
Значением функции является номер первого вхождения формы E в список L.
[gt n n], [ge n n], [lt n n] сравнение, соответственно, на «больше», «больше или равно» и «меньше».
Предикаты, проверяющие состояние переменных
В Плэнере переменные (формальные параметры процедур или локальные переменные блоков) могут находиться в одном из трех состояний:
) переменная не описана (в некоторой функции встретилась нелокальная переменная, которая не описана в динамически объемлющих процедурах/блоках),
) переменная описана, но не имеет значения,
) переменная описана и имеет некоторое значение.
Для анализа таких ситуаций используются предикаты: [bound v] и [hasval v].
Первый из этих предикатов проверяет, является ли значение его параметра описанной (в динамически объемлющих процедурах/блоках) переменной. Если да, возвращается значение T, иначе ( ).
Значением аргумента предиката hasval должно быть имя переменной, существующей в данный момент. Функция проверяет, имеет ли сейчас эта переменная какое-либо значение или нет. Если имеет, то функция возвращает результат T, а иначе - результат ( ).
Функции для работы со списками свойств идентификаторов
Идентификаторы (и некоторые другие объекты) Плэнера могут иметь т.н. списки свойств списки пар: свойство-значение. Если идентификатор является именем некоторого объекта проблемной среды (например, ящика, который может перемещаться роботом), в списке свойств могут быть указаны цвет этого ящика, его вес, линейные размеры и т.п.
Для задания списка свойств используется функция [plist i pl]. При выполнении обращения к ней идентификатор I получает список свойств PL = (ind val … indn valn). Отметим, что отсутствие некоторого свойства эквивалентно тому, что это свойство присутствует в списке со значением ( ).
Функция [put i ind val] позволяет изменить значение указанного свойства IND идентификатора I, а функция [get i ind?] получить весь список свойств I (если параметр ind не задан), или же узнать значение указанного свойства.
Логические функции
Функции «отрицание», «конъюнкция», «дизъюнкция» и «условное выражение» аналогичны соответствующим лисп-функциям:
[not e]
[and e e … ek] (k≥1)
[or e e … ek] (k≥1)
[cond (p e,1 e,2 … e,k1) … (pn en,1 en,2 … en,kn)] (n≥1, ki≥1)
Блочная и связанные с ней функции
[prog (v v … vn) e e … ek] (n≥0, k≥1)
Эту функцию называют «блочной», поскольку ее вычисление напоминает выполнение блоков в других языках программирования. Вычисление функции начинается с того, что вводятся локальные переменные, перечисленные в ее первом аргументе. Если vi идентификатор (имя), вводится локальная переменная с этим именем и без начального значения. Если же vi пара (id val), то вводится локальная переменная с именем id и начальным значением val (выражение val при этом не вычисляется). После этого функция последовательно вычисляет остальные свои аргументы формы ei, которые принято называть операторами. Вычислив последний из них, функция с его значением заканчивает работу, уничтожив при этом свои локальные переменные.
Вычисленные значения всех операторов (кроме последнего) нигде не запоминаются, поэтому имеет смысл в качестве таких операторов использовать только функции/операторы с побочным эффектом. Некоторые из этих функций перечислены ниже.
[set v e]
Это аналог оператора присваивания. Сначала вычисляются оба аргумента, причем значением аргумента v должно быть имя переменной, существующей в данный момент. Функция присваивает этой переменной новое значение значение аргумента e. Это же значение является значением функции set, но оно, как правило, не используется.
[return e]
Это оператор выхода из блока. Функция return может использоваться только внутри функции prog, поскольку она завершает вычисление ближайшей объемлющей блочной функции, объявляя ее значением значение своего аргумента e.
[go e]
Это оператор перехода. Отметим, что если в качестве оператора функции prog указан идентификатор, то он трактуется как метка. Значением аргумента функции go должен быть идентификатор одна из меток ближайшей объемлющей блочной функции. Функция go полностью завершает выполнение того оператора этой блочной функции, в который она входит (на любом уровне), и передает управление на оператор, следующий за этой меткой.
В качестве операторов можно использовать составной оператор: [do e e … ek] ( k≥1),
а также операторы цикла (loop, while, until, for). Мы рассмотрим только первый вид оператора цикла: [loop x l e e … ek]
При выполнении этого оператора вводится параметр цикла x, локализованный внутри loop, затем x поочередно получает в качестве значения очередной элемент списка L (слева направо), к которому применяются операторы e e … ek.
Пример: [set L (1 2 3))]
[prog ((R ( ))) [loop E .L [set R (.E !.R)] .R]] - описанный блок переворачивает входной список (значение переменной L), помещая в конец списка R (в начальный момент пустого) элементы L: сначала первый, затем второй, затем третий. Результатом работы prog будет значение переменной R на момент завершения цикла список (3 2 1).
Константы
Как и в Лиспе, константами в Плэнере называются глобальные перемеенные. Они вводятся так: [cset c v] константе с именем C присваивается V.
Функции ввода-вывода
В Плэнере имеется достаточно богатый набор функций ввода-вывода, включающий: функции для работы с файловой системой; функции ввода и вывода символов, текста, строк; функции установки цвета фона и символов, управления курсором и др.
Ниже приводится фрагмент программы, использующей некоторые средства ввода-вывода:
[open screen get] файл screen открывается на ввод
[active screen get] файл screen переводится в состояние "активный файл ввода"
[cset a [read]] считывается очередное выражение (в данном случае, набираемое на клавиатуре)
и его значение присваивается константе a; пусть это выражение (N O T).
[cset b [rev :a]] константе b присваивается (T O N).
[open ff put] файл с именем ff открывается на вывод
[active ff put] файл ff переводится в состояние "активный файл вывода"
[print :b] в файл ff "печатается" (записывается) выражение (T O N).
Специальные функции
В Плэнере имеется более десятка т.н. специальных функций, реализующих взаимодействие с операционной средой, интерпретатором (перехват синтаксических ошибок с целью их анализа в программе пользователя), а также преобразование типов. Несколько примеров:
[catch e1 e2]
Функция вычисляет E1 и, если вычисление закончилось успешно, с этим значением заканчивает свою работу. Если же в процессе вычисления возникла ошибка, вычисляется значение второго параметра.
[exit e fn n?]
Выход из функции FN со значением E, если параметр n задан, то выход из N+1 динамически вложенных обращений к функции FN.
Частный случай выход на верхний уровень программы: [exit ( ) ( )].
[time]
Значение функции время от начала решения задачи.
[clock]
Дата и астрономическое время.
[atl a]
Функция преобразует идентификатор A в список составляющих его символов. Например, [atl PLAN] → (P L A N).